Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 29.12.2024, 16:48

МК ДОУ детский сад "Теремок" с Частоозерье

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи,сценарии конспекты

Главная » Статьи » Конспекты » Старшая группа

Удивительные свойства воздуха - экспериментирование

МК ДОУ детский сад «Теремок»

с. Частоозерье

Воспитатель – Плюснина В.Ю.

 

           Конспект НОД  по экспериментально-познавательной деятельности

                        в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

 

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)

Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,  мыльные пузыри, видеоролики «Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке ,карточки с рисунками, сундучок, листочки на поляну, символы , веера, 2 стакана : один с водой, баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.

Действующие лица: Карлсон.

Ход:

(Дети выходят, поворачиваются к гостям)

Воспитатель.  –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и пошлём  им воздушные поцелуи.

(Звучит музыка «Звуки природы»)

- А мы с вами сейчас пойдем  погуляем по полянке. (Дети рассматривают деревья, листочки, животных)

- Ой, а какой воздух свежий, давайте подышим с вами.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

-Поднимите глазки, на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.

-А как это сделать? ( подуть)

-А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них

-Что вы увидели? А почему он летают ?

_Дети   - Мы дуем на него.

(  Вбегает  Карлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я рад  видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Карлсон .  А вас  как зовут? Скажите мне хором все,  ваше имя . Красивое имя. Очень приятно.

Карлсон.  –А что вы здесь делаете? 

-Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.

 А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: - Воздух.

Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель .-Так  зачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха:

Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный,  но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.

- Первые  символы  мы можем уже выставить. (Глаз с крестом,  не имеет цвета)

. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории. Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным

 Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденем  фартучки. Давайте пройдём в лабораторию и займем свои рабочие места.

 Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы уже  знаем о воздухе? (ответы детей) ..

1 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он пуст).

Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

(Воспитатель с большим мешком)

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(ответы).

К: - Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.  А имеет ли форму воздух?

Да действительно формы он не имеет.( Ставим символ)

-А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)

2 опыт

 А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Карлсон: - А давайте проверим!

Карлсон: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Карлсон: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Карлсон: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. .

 Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Карлсон  , как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

К : Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Карлсон ? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.

К : Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

 Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос

   А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель: У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый , свежий воздух ( ответы детей), правильно проветривать помещения.

Воспитатель: Ну вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей.

Давайте поиграем в игру»  Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.( Показываю предметные картинки)

3 опыт

 У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос,— чем дышат рыбы? (ответы детей — водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детях  переливает из стакана в другой стакан воду.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.

4 опыт

 Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Пригласить детей к столу)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

Д: Да.

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане

5 опыт

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

(Пригласить ребенка для прокалывания)

В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

6 опыт

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

-Подожди Карлсон , мы с детьми наведём порядок на столах лаборатории , снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на стульчики)

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что –нибудь  есть? (ответы).

К: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

.К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

 Да, действительно, люди   вывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

Рефлексия:    Давайте ребята посмотрим на  доску на наши символы, что же мы узнали о воздухе? Он  не видим, бесцветный, не имеет форму,  имеет вес, без запаха

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.     Приглашаю вас к экрану телевизора посмотреть на волшебные шарики.

Категория: Старшая группа | Добавил: Админ (30.10.2013)
Просмотров: 7030
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]