МК
ДОУ детский сад «Теремок»
с.
Частоозерье
Воспитатель
– Плюснина В.Ю.
Конспект
НОД по экспериментально-познавательной деятельности
в старшей группе «Удивительные
свойства воздуха»
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха,
цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)
Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом;
подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от
окружающей среды.
3. Совершенствование речи, высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих
4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в
различных видах деятельности
5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми,
привычки сообща играть, трудиться
6. Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования
7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы,
анализировать.
8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть
удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров,
полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые
стаканчики, мыльные пузыри, видеоролики
«Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке ,карточки с рисунками,
сундучок, листочки на поляну, символы , веера, 2 стакана : один с водой,
баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.
Действующие лица:
Карлсон.
Ход:
(Дети выходят, поворачиваются к гостям)
Воспитатель. –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте
посмотрим на них, улыбнёмся и пошлём им
воздушные поцелуи.
(Звучит музыка «Звуки природы»)
- А мы с вами сейчас
пойдем погуляем по полянке. (Дети
рассматривают деревья, листочки, животных)
- Ой, а какой воздух
свежий, давайте подышим с вами.
(Дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте
загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
-Поднимите глазки,
на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.
-А как это сделать?
( подуть)
-А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них
-Что вы увидели? А
почему он летают ?
_Дети - Мы дуем на него.
( Вбегает Карлсон)
Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут
Карлсон . А вас как зовут? Скажите мне хором все, ваше имя . Красивое имя. Очень приятно.
Карлсон. –А что вы
здесь делаете?
-Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.
А вы знаете, что
сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес:
красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал
грустный, маленький (ответы).
Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал
круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой
он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: - Воздух.
Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы
думаете?
Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и
невидимый?
Воспитатель .-Так
зачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может
жить без воздуха:
Воздух необходим
всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята,
мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный, но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и
под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить
воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты
будем выставлять в виде символов на доске.
- Первые символы
мы можем уже выставить. (Глаз с крестом,
не имеет цвета)
. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории.
Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным
Воспитатель: Дети, вы хотите научиться
проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В
лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились
правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденем фартучки. Давайте пройдём в лабораторию и
займем свои рабочие места.
Тему сегодняшнего исследования нам подскажет
загадка:
Он – прозрачный
невидимка,
Легкий и бесцветный
газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас…
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его
вдыхаем –
Он ведь нам
необходим!
В: Конечно, речь
идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно
больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы уже знаем о воздухе? (ответы детей) ..
1 опыт
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он
пуст).
Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз.
Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем
пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон
воздуха. На что похож? (ответы).
(Воспитатель с большим мешком)
К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё
место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру . Теперь развяжем
пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно,
почему?
(ответы).
К: - Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его
увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли
его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух?
Да действительно формы он не имеет.( Ставим символ)
-А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)
2 опыт
А вот интересно, а
есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Карлсон: - А
давайте проверим!
Карлсон: -
Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И
посмотрим, что произойдёт.
Карлсон: - Ой,
ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят
пузырьки.
Карлсон: -
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Карлсон: - Я
понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он
выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух,
а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель :
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем. .
Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель:
Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под
музыку)
Воспитатель:
Карлсон , как ты думаешь, что находится
внутри мыльных пузырей?
К : Конечно, же мыло!
Воспитатель:
Ребята, прав ли Карлсон ? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится
воздух.
К : Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть
внутри вас. Но как он к вам попадает?
Через нос?
Воспитатель:
Конечно! Все люди дышат через нос
А растения как дышат? У них ведь нет
носа?
Воспитатель: У растений на листочках есть маленькие
отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что
нужно делать, чтобы в комнате был чистый , свежий воздух ( ответы детей),
правильно проветривать помещения.
Воспитатель: Ну
вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему)
воздух не нужен? (ответы детей.
Давайте поиграем в игру»
Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно,
молодцы, вы все справились с заданием.( Показываю предметные картинки)
3 опыт
У меня есть маленький
сюрприз (достает аквариум с рыбкой)
К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете
ли вы ответ на вопрос,— чем дышат рыбы? (ответы детей — водой, воздухом). Рыбы
дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы
детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детях переливает из
стакана в другой стакан воду.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за
пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не
видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар,
он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.
4 опыт
Как вы думаете, что
произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду?
(Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она:
мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)
(Пригласить детей к
столу)
(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)
В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?
Д: Да.
В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает
салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?
Д: Салфетка сухая.
В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же
помешало воде попасть в стакан?
Д: Воздух, который был в стакане.
В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется,
чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?
Д: Воздух, который был в стакане
5 опыт
В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно
обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем
взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)
В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка
весит ровно?
Д: Шары весят одинаково
В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети
высказывают предположения)
(Пригласить ребенка
для прокалывания)
В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось
положение весов?
Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.
В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?
Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения
детей)
В: Что же произошло?
Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не
надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам
опыт?
6 опыт
К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге
нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
-Подожди Карлсон , мы с детьми наведём порядок на столах
лаборатории , снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на
стульчики)
К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
К: - Посмотрите, а в них что –нибудь есть? (ответы).
К: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте
чем пахнет?
К: - Действительно, пахнет апельсином.
К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй
баночке.
К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по -
разному (ответы).
К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет.
Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним
соприкасались.
К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице
один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие
запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать,
и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
(ответы).
К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и
расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос
и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).
.К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни
человека? (ответы).
Да, действительно,
люди вывозят мусор, летом поливают
дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.
Рефлексия: Давайте ребята посмотрим на доску на наши символы, что же мы узнали о
воздухе? Он не видим, бесцветный, не
имеет форму, имеет вес, без запаха
К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам
понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. Приглашаю вас к экрану телевизора
посмотреть на волшебные шарики.
|