КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО СНА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
«Организация детского сна с использованием музыкального сопровождения»
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность своего поведения свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов.Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки Бытует мнение, что ничего страшного нет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Это серьезное заблуждение. Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, а следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. При наличии шума, посторонних звуков мозг ребенка «считывает» информацию и фазы глубокого сна не наступает. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит.Во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства. Во сне включаются все резервные силы ребенка и организм самостоятельно ищет пути оздоровления. Происходит так называемая «чистка» Кроме того, мозг ребенка «отправляет» в память всю информацию, полученную в первой половине дня. Освобождается место для новой информации, которую малыш усвоит во время ночного сна.
Основные условия обеспечения полноценного сна детей
Спальная комната перед укладыванием в любое время года должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания фрамуги лучше закрыть. Но когда дети улягутся и воспитатель убедится, что они все хорошо укрыты и уснули, фрамуги лучше открыть снова.Состав воздуха от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима подпитка кислородом, и тогда дети спят крепче. Если сделать фрамуги из оргстекла с мельчайшими отверстиями, то воздух, проходя через такое стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей исключается полностью.Раздеваться перед сном детям лучше в игровой комнате. Тогда не возникает проблем с подъемом детей по мере их пробуждения. Одеваясь, они не будут мешать спать другим детям.У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. При определенных профессиональных навыках воспитателей дети засыпают через 5 минут. (пример с бесконтактным массажем).Следует обратить внимание на характер сна детей, их позы. Рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания или сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть конкретные причины. Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы. Для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой головой и развернутой грудной клеткой. Это своеобразная защитная реакция организма: в таком положении лучше вентилируются легкие. Специалисты не советуют менять позу ребенка. На необычную позу малыша следует обратить внимание врача (медсестры) ДОУ. Держать детей в постели после пробуждения не следует. Нужно предварительно разучить с ними несколько упражнений на импровизированной дорожке здоровья, элементарным приемам самомассажа. Эффективная организация быстрого засыпания детей осуществляется с использованием музыкального сопровождения. Музыка должна звучать тихо. Используется одно и тоже произведение (вырабатывается рефлекс на засыпание)
Расслабляющее воздействие оказывают классические мелодии:
«Баркарола», П.И. Чайковский;
«Пастораль», Бизе;
Соната до мажор (часть 3) Леклен;
«Лебедь» Сен-Санс;
«Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский.
Музыка успокаивающего характера:
«Сладкая греза», П.И. Чайковский;
Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», Х. Глюк;
«Эстреллита», П. Понсе;
«Грустный вальс», Я. Сибелиус;
«Фантазия экспромт», Ф. Шопен;
Вальс №3, Вальс №7, Вальс №9, Вальс №10, Вальс №12, Ф. Шопен;
Прелюдия №7, Ф. Шопен;
«Адажио из 12-й фортепьянной сонаты», А Моцарт;
Романс из кинофильма «Овод», Д. Шостакович;
«Прелюдия», Ш. Гуно;
Славянский танец №2, А-Дворжак;
Антракт из балета «Раймонда», А. Глазунов;
«Лунный свет», К. Дебюсси;
«Поэма», Э. Фибих;
«Аве Мария», Ф. Шуберт;
«Грезы», Р. Шуман;
«Ария», Г. Гендель. |